Школа в годы войны

Загрузка ...

В первые годы в школе учили не только детей школьного возраста. Во всех классах большая часть была переростки. Одновременно обучали грамоте и жителей поселка. Школа была маяком. Учителя-энтузиасты ставили спектакли, инсценировки, сами шили костюмы.

 

Сомова Панна Михайловна, учитель начальных классов, перед войной стала пионервожатой. Она организовывала работу детей, была заводилой. Когда началась война, она создала тимуровские отряды.  Тимуровцы помогали женщинам – пилили и рубили дрова, ремонтировали ветхие заборы, присматривали за маленькими детьми. Долгими зимними вечерами в школе горел свет. Здесь собирались ученики и вязали варежки, носки и отправляли все это на фронт. Школьники, учителя отправили на фронт 80 пар шерстяных носок, 40 пар варежек, было сшито 100 кисетов, полотенца, 32 бритвенных прибора, посылали письма, 108 семей были охвачены тимуровской работой, так как многие семьи остались без кормильцев и с июля по октябрь сдали 15 тонн металлолома. Приходили в школу ответные послания от фронтовиков: «Дорогие наши ребята! Мы выполняем ваш наказ по уничтожению фашистских гадов. Будьте нашей достойной  сменой. На пионерский танк, построенный на собранный вами металлолом, мы посадили лучших танкистов. С приветом, Алющенко, Дронин».

 А когда в 1942 году в поселок приехали  на лечение бойцы с фронта, дети помогали медицинскому персоналу ухаживать за красноармейцами.

 В школе каждый день проводились линейки, где сообщалось о боевых сражениях. Вспоминает Кузнецова-Поветкина: «Никогда не забуду, как нас собирали на втором этаже, раздавался сигнал горна «смирно», и в глубокой тишине нам рассказывали о Зое Космодемьянской, о героических подвигах наших солдат. В то время у всех была одна боль и одно горе.

 С каким нетерпением мы ждали большую перемену, а после звонка бежали на перегонки на второй этаж в актовый зал, где на длинном узком уставленном столе нас ждал суп, который мы с удовольствием съедали, а потом каждому давали по одной маленькой 50-граммовой булочке, которая съедалась мгновенно. Труднее приходилось мальчишкам и девчонкам из села Хабарное – они вставали в 6 утра и отправлялись в Аккермановскую школу пешком, причем в любую погоду и не опаздывали. Иногда они привозили нам замерзшие ватрушки, вкус которых забыть невозможно.

 Мы помнили, что на фронт ушел не только директор школы и другие учителя, а вслед за ними наши 10-тиклассники. Многие из них погибли».