Участие в съемке фильма С.Говорухина "Не хлебом единым..."

Съемки фильма происходили в феврале на территории новотроицкой "Уральской стали". Объездив всю Россию, известный режиссер решил, что лучше места не найти. Это единственный в стране металлургический комбинат, который находится за чертой города. Вокруг открывается прекрасный вид. Удачно вписалась в декорации и школа, построенная здесь же на окраине 70 лет назад. Местный ипподром дал напрокат тройку лошадей. Снимали в двух цехах - доменном и мартеновском, актерами были обычные труженики комбината, жители поселка Аккермановка, где снимались уличные сцены и школьники аккермановской школы. В ходе съемок ребята окунулись в историю. Все «артисты» повязали красные галстуки и почувствовали себя пионерами того времени. 

 

«Я снимаю провальный фильм»

На протяжении нескольких лет известный российский кинорежиссер С. Говорухин готовился к экранизации нового художественного фильма по одноименному произведению В. Дудинцева «Не хлебом единым». Но никто и подумать не мог, что съемки фильма будут проходить в Оренбургской области, а именно на территории металлургического комбината. Чем привлекло предприятие известного режиссера? О чем будет его новый фильм? На эти и многие другие вопросы Говорухин и главные герои фильма, актеры Виктор Сухоруков и Михаил Елисеев, ответили при встрече с журналистами на пресс-конференции, состоявшейся 14 февраля в здании администрации Новотроицка.
События романа «Не хлебом единым» развиваются в послевоенные годы. Герой произведения и будущего фильма физик-изобретатель Дмитрий Лопаткин (Елисеев) приезжает в рабочий поселок со странным названием Музга и здесь пытается воплотить в жизнь свой проект центробежной труболитейной машины. Но при осуществлении своей мечты герой сталкивается с бюрократической системой, перед которой творческий человек почти бессилен.
Основные события романа происходят на металлургическом комбинате. По словам кинорежиссера, они объехали почти все сталеплавильные гиганты страны, а их более десяти, но решили остановиться на «Уральской стали». ОХМК идеально подходит для съемок – масштабный, выразительный . С середины XX века на нём практически ничего не изменилось. 
– Меня потрясли мартеновский, доменный, агломерационный цеха, – делится впечатлениями известный российский актер Сухоруков, в новой картине играющий роль директора комбината Дроздова. – Когда я вошел в доменный цех, то, будто барышня, восхищался брызгами звезд из льющихся рек чугуна, настолько это увлекательное зрелище. 
– Чем привлекла вас книга Дудинцева? – спрашиваем Говорухина.
– Произведение «Не хлебом единым» впервые было опубликовано в журнале «Новый мир» в 1956 году. Сразу после ХХ съезда партии, на котором развенчали культ личности. Тогда вся страна запоем читала этот роман. Потом его стали изымать из библиотек, был проведен пленум, на котором роман подвергся жесткой партийной критике. Автора отлучили от литературы, оставили без копейки денег, несмотря на то, что его книга скупалась огромными партиями за рубежом, и советским изданиям за произведение перечислялся бешеный гонорар. Книга была настоящим потрясением, бомбой. Первая ласточка оттепели, первая правда о жизни.
– Думаете, новый фильм будет таким же популярным, как все ваши предыдущие работы?
– Так я как раз не думаю и заранее говорю, что фильм обречен на провал, в прокате он не будет пользоваться спросом. Современный зритель скажет: совковые времена, нас они не интересуют. Вам сейчас подавай такие фильмы, как «Бумер», «Антикиллер». Я, например, когда «Антикиллера» смотрел, половину не слышал и не понимал, о чем там говорят герои. Хотя со слухом у меня все в порядке. Но современному зрителю, оказывается, вовсе не обязательно слышать, о чем идет речь. Вот такое кино ждет сегодняшнее поколение, а я ставлю другие картины. У меня свой зритель. Они ждут этот фильм и получат от него эстетическое удовольствие, независимо от того, как они его увидят – на экранах кинотеатров или по TV. И пусть фильм не пойдет смотреть большинство. Я экранизирую то, чего ждет от меня моя публика, предполагая, что эта картина, возможно, и в прокат-то не попадет. А фильмы типа «Бумер» и «Ночной дозор» мне отвратительны. Такое кино я не могу снимать и не хочу!
– Я не согласен со Станиславом Сергеевичем, – перебивает кинорежиссера Сухоруков. – Новый фильм будет востребован зрителями, я в этом уверен. И, если вам стыдно выходить с премьерой, можете не выходить – позвольте это сделать мне. Именно с таким фильмом и не стыдно выйти к публике. Он еще раз подтвердит, что российское кино есть, оно не умерло, оно будет жить. Темы поднимаем актуальные. Любовный треугольник и противостояние взглядов в обществе случаются во все времена. Я очень хочу удачи фильму, потому что это история о моей стране, моем времени, моем менталитете. Этот фильм буден интересен и займет свою нишу.
– Кого выбрали на главную женскую роль?
– Светлану Ходченкову, любимую актрису Станислава Сергеевича, – отвечает на вопрос Сухоруков. – Она играет главную роль в фильме Говорухина «Безымянная звезда», ну, то есть «Благословите женщину» (съязвил в адрес киношной «жены» Сухоруков). Она хорошая актриса, красавица. Уникален здесь один момент. На Гатчинском фестивале Света получила премию за лучшую женскую роль, а я получал награду за лучшую мужскую роль в фильме «Бедный, бедный Павел». Говорухин, совершенно не заметив этого совпадения, делает нас мужем и женой в своей новой картине. Но я, к сожалению, муж рогатый, брошенный, хотя и в погонах генерал-майора. Говорухин, открою вам секрет, сейчас на Ходченкову рассержен за то, что она «пошла по рукам» в сериальной продукции, снялась в сериале «Карусель». Так ведь, Станислав Сергеевич?
– Девушка не захотела понять, что вторая роль для начинающей актрисы еще более важна, чем первая. А она отдалась сериалам, сделав тем самым непростительную ошибку в своей карьере. В перерывах между настоящими фильмами снялась в четырех сериалах. Один вы уже видели, какими будут ее роли в остальных – еще увидите. Не знаю, как сложится ее творческая судьба дальше, но актриса действительно толковая, – ответил Говорухин.
– А вот и наш разлучник, главный герой Лопаткин, – Новоиспечённый директор комбината обращает внимание журналистов на молчаливого Елисеева. – Не знаю, как нашел его наш режиссер на просторах видеопродукции Петербурга, но выделил из массы и сделал главным героем. 
– Меня привлекло его лицо, такое лицо не может не привлечь, – отвечает Говорухин.
– Если на Виктора большое впечатление произвел комбинат, то на меня, как ни банально это прозвучит, совсем другое, – подхватывает разговор Елисеев, возможно, кому-то уже знакомый по фильму «Господа офицеры». – У вас я впервые увидел настоящую русскую зиму. В Петербурге и Москве, откуда я, никогда не увидишь такого количества снега. У нас зима – это лужи и слякоть, а здесь совсем другое дело. По утрам просто наслаждаюсь морозцем. А город удивил транспортом: настолько здесь просто перемещаться, да и цена за проезд на удивление дешевая – я уже покатался на ваших трамвайчиках. 
– Городу не хватает огней, музыки, жизни. Скучно у вас, – добавил Сухоруков. – Хотя есть плюс в другом: к нашим съемкам очень дружелюбно и с пониманием здесь относятся. Знаете, как в Москве бывает, оцепим улицу, предупреждаем, что идут съемки, а нам вслед несутся ругань и мат, мол, задерживаете нас со своими киношками. И попробуйте им скажите что-нибудь об искусстве. А у вас все отнеслись с огромным пониманием. Это, безусловно, очень приятно.
На вопрос о том, насколько Сухоруков чувствует себя Леонидом Ивановичем Дроздовым, актер ответил, что изначально в его душе было великое сомнение. Он сомневался, сможет ли вытянуть роль директора комбината, будущего зам. министра. Говорухин и сам не был уверен, выдержит ли Сухоруков эти погоны, не скатится ли до того амплуа пересмешника и бандита, в котором актер привык работать. Но сейчас он с уверенностью заявляет, что никто лучше Сухорукова с ролью Дроздова не справился бы. Значит, не ошибся великий режиссер.
– А чем руководствовались, когда выбирали местом съемки некоторых эпизодов поселок Аккермановку? Неужели в Москве нельзя было найти подходящую школу и ученический класс? – обратились с вопросом к Говорухину.
– Школа, которую мы у вас нашли, – с 1937 года. Она похожа на ту, в которую могла ходить Надежда. Попробуйте в Москве найти такое место. Там, куда ни повернешься, выглядывают спутниковые антенны и другие навороты технического прогресса. В Аккермановке же время будто остановилось. Что полвека назад, что сейчас – ничего не изменилось. Время не властно над этим местом.
Дудинцев, закончив свой роман, сказал, что хочет показать людям правду и вооружить общество для борьбы со злом. На вопрос, что хочет сказать этим фильмом Говорухин, режиссер ответил:
– Правду послевоенных лет, правду 50-летней давности. Но если бы мы переместили нашего изобретателя Лопаткина в современный мир, то здесь он оказался в еще худшем положении. Будущее нашей страны мне видится в пессимистических тонах. Но где-то в душе еще теплится надежда, что все у нас наладится, и культура будет востребована в нашей стране.
Пресс-конференция закончилась, а расходиться не хотелось. Станислав Сергеевич закурил свою знаменитую трубку, а Сухоруков и Елисеев щедро раздавали автографы. Кажется, гости остались довольны общением, а журналистская братия так просто очарована звездами российского кино. В данный момент идут интенсивные съемки фильма. Съемочная группа пробудет в наших краях до конца февраля.

А. Алексеева.

  Встреча со зрителями и участниками съемок в д/к "Металлург".

 

 И доска, и дерево "живы" и сегодня. Дерево ежедневно всречает ребятню в фойе школы.

 Зимние виды Аккермановки.

Воссозданный учебный класс.

 

 

Режессер С.Говорухин расположился в коридоре школы за монитором.

 

 Учительскую создали в столовой школы.

 

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополняться полезной информацией.

счетчик посещений